В настоящее время мораторий на банкротство обсуждается достаточно часто, поскольку Министерство экономического развития РФ 20 марта уже подготовило законодательный проект, который предлагают внести в правительство уже до конца месяца.
Этот срок можно по праву назвать кратчайшим, поскольку поправки в закон о банкротстве принимаются в рекордном темпе. Однако при этом необходимо уделять особое внимание разработке фундаментальных вопросов, поскольку последствия необдуманных решений могут быть неутешительными для всей экономики государства.
Из-за сложившейся ситуации, связанной с нестабильным экономическим положением, изменением курса, опасной ситуацией в сфере распространения коронавируса, в правительстве планируют ввести мораторий в самое ближайшее время, а это значит, что он будет касаться возбуждения различных дел для некоторых организаций.
И эти исключительные ситуации связанны не только с чрезвыч. ситуациями техногенного, природного характера, но и с существенной корреляцией курса нац. валюты. Однако следует отметить, что данный перечень является открытым, поэтому список таких «исключительных» случаев может дополняться.
Итак, мораторий на банкротство можно назвать такой публично-правовой мерой, которая реагирует на те или иные опасные обстоятельства, именуемые форс-мажором. Кроме того, следует указать на то, что помимо обычного форс-мажора, а именно чрезвычайных ситуаций различного характера (техногенного, природного), выделяют и корреляцию курса национальной валюты, значительное изменение курса.
В связи с этим, отметим, что до настоящего времени в судебной практике отказывались считать такое изменение курса (обвал нац. валюты) обстоятельством, подпадающим под ст. 451 ГК РФ. И всем интересно, указанный закон станет исключением из правил или нет.
По стандартной схеме банкротства физических лиц, инициировать данный процесс могут кредиторы, а вот должник обязан заявлять о своем банкротстве, в том случае, если наступят те или иные обстоятельства. Однако укажем, что руководители или контролирующие лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение такой обязанности, причём субсидиарно. Если заявление будет подано несвоевременно, то возможно понижение некоторых требований очерёдности.
В связи с этим, отметим, что в российском законодательстве, а равно его судебной практике действие правовых норм было направлено на стимулирование должников к выполнению своих обязанностей, в том числе, главной из них - своевременно уведомлять уполномоченные органы о банкротстве. Однако после введения моратория должники смогут обращаться в суды позже. Но дискуссионным ещё остался вопрос: позволит ли это освободить руководителей, а равно и контролирующих лиц от тех или иных негативных последствий или нет? Естественно, в данном случаи речь идёт о последствиях, которые связаны с заявлением о банкротстве.
Конечно же, материальная сторона дела интересует всех. И один из самых главных вопросов связан с тем, кто же в итоге будет платить за мораторий. И как быть после истечения срока: признавать или не признавать какие-либо действия, сделки недействительными ? На это законотворцы ещё не ответили должным образом.
В завершении, следует сказать, что посредством введения тотального моратория негативная ситуация может быть создана не только для самих кредиторов, но и для самого должника, ведь он всё ещё будет под ударом, так сказать, исполн. производства. В связи с этим некоторые специалисты замечают, что имеет смысл вводить мораторий на требования лишь государственных органов, поскольку в этом случае списать долги всё же будет возможно.